На каком факультете вы учились в Университете Лобачевского?

Я учился на истфаке, который когда-то был истфилом, а когда я поступал – ФИСНИМО (факультет истории социологических наук и международных отношений). Теперь ИМОМИ. У нас историков всегда так, даже в названии целая история.

Сейчас вы руководите Агентством информационных систем Московской области. Расскажите, что стоит за этим названием?

Мы управляем интернет-порталом Правительства Московской области, занимаемся информированием граждан о деятельности Правительства, выступаем центром технологических и медиа-компетенций.

Это довольно далеко от истории, не так ли? Что вас привело в эту сферу деятельности? Не нашлось работы по специальности, или изначально не планировали?

Не соглашусь, что далеко. Я шел на истфак, потому что любил археологию и древнюю историю, но уже на первом курсе начал работать в медиа, PR и маркетинге, которые являются, конечно, гуманитарными дисциплинами и очень близки к истории. Здесь так же важны критическое отношение к источникам, умение концептуально мыслить, видеть причинно-следственные связи, строить гипотезы, проверять их, делать выводы и т.д. Уже к середине учебы стал понимать, что нужно осваивать информационные технологии, чем тоже занимался в Университете. Мне кажется, что не ошибся: что такое современные медиа? В первую очередь технологии и гуманитарный ум.

Университет дал что-то кроме диплома? Нравилось ли вам учиться?

Дал очень многое. Очень. Я после школы четко чувствовал, что в Университете практически с каждым днем становлюсь новым человеком: люди, знания, отношения, работа, какое-то иное движение. И новые результаты. Но самое важное, что я получил – это «сгущение серого вещества» — научился самостоятельно мыслить и получать знания. Понял, что всего можно добиться, было бы желание.

Нравилось и учиться и просто находиться в университете. Даже не знаю, что больше. Были интересные преподаватели и интересные студенты. Нравилось общаться и с теми, и с другими. Знаю людей, которые все пары они прогуливали, но при этом университет очень любили, и каждую перемену стояли с нами, обсуждали преподавателей и предметы. Глубоко и многозначительно затягиваясь в курилке, они с видом знатоков рассказывали младшекурсникам, как сдать зачет Сенюткину или получить хотя бы тройку у Бенедиктова.

Очевидно, что вы сделали неплохую карьеру, но нужно ли для этого было учиться в Университете на историка? Если бы можно было начать учебу заново, пришли бы в ННГУ? Что изменили бы?

Никогда не стремился делать карьеру, просто пытался делать хорошо то, что мне нравится. Этому меня тоже история научила. Ну и везение, которое началось еще в тот момент, когда поступил в университет. И, конечно, я бы снова пошел учиться в ННГУ. Единственное, что я настоятельно посоветовал бы себе молодому, лучше учить языки и пройти хотя бы пару зарубежных стажировок. Расширить кругозор, так сказать.

Насколько я знаю, вы и с будущей супругой познакомились в Университете?

(Смеется) С Элей мы, как и все нормальные интеллигентные люди, познакомились в библиотеке. Вернее, как все интеллигентные молодые люди, стеснялись познакомиться и просто сидели рядом. А подружились на майском субботнике, когда вместе драили окна, как сейчас помню, в 304 кабинете на истфаке. А потом гуляли по кремлю.

Что больше всего врезалось в память из студенческой жизни? Кого из преподавателей вспоминаете теперь? За что благодарны им?

Больше всего помнится опьянение от свежего воздуха студенческой свободы, упоение настоящим и надеждами на прекрасное будущее. Которые, надо сказать, периодически сбываются.

Е.А. Молев, Н.В. Молева, С.Б. Сенюткин, Ф.В. Васильев (Отец Федор), В.П. Макарихин. Некоторых из них уже нет в живых, но я прекрасно помню эти лекции. Эти люди вселяли в нас тягу к знаниям. И это не патетика. После их лекций мы действительно понимали, что наука – это круто, и нам действительно хотелось больше знать, разбираться, понимать, достигать и просто быть похожими на них.

Мир быстро меняется и студентам сейчас крайне важен опыт людей «с передовой», тех, кто каждый день сталкивается с вызовами времени, понимает, что важно в профессии. Что вы посоветуете студентам?

Не думать, что диплом открывает двери во взрослую красивую жизнь. Не останавливаться. Учиться и учиться учиться. И работать, старательно с отдачей делу. И больше всего работать над собой. Не стараться заработать денег, а стараться делать свое дело хорошо, тогда деньги сами приложатся.

В январе Университету Лобачевского исполняется 100 лет — что пожелаете родному вузу?

Долгих успешных лет работы. Еще 100, 200, 500. Быть лучшим не только в своем регионе, не только в России, но и в мире. Хороших преподавателей и студентов.