История успеха

История успеха

На каком факультете вы учились в Университете Лобачевского?

Я учился на истфаке, который когда-то был истфилом, а когда я поступал – ФИСНИМО (факультет истории социологических наук и международных отношений). Теперь ИМОМИ. У нас историков всегда так, даже в названии целая история.

Сейчас вы руководите Агентством информационных систем Московской области. Расскажите, что стоит за этим названием?

Мы управляем интернет-порталом Правительства Московской области, занимаемся информированием граждан о деятельности Правительства, выступаем центром технологических и медиа-компетенций.

Это довольно далеко от истории, не так ли? Что вас привело в эту сферу деятельности? Не нашлось работы по специальности, или изначально не планировали?

Не соглашусь, что далеко. Я шел на истфак, потому что любил археологию и древнюю историю, но уже на первом курсе начал работать в медиа, PR и маркетинге, которые являются, конечно, гуманитарными дисциплинами и очень близки к истории. Здесь так же важны критическое отношение к источникам, умение концептуально мыслить, видеть причинно-следственные связи, строить гипотезы, проверять их, делать выводы и т.д. Уже к середине учебы стал понимать, что нужно осваивать информационные технологии, чем тоже занимался в Университете. Мне кажется, что не ошибся: что такое современные медиа? В первую очередь технологии и гуманитарный ум.

Университет дал что-то кроме диплома? Нравилось ли вам учиться?

Дал очень многое. Очень. Я после школы четко чувствовал, что в Университете практически с каждым днем становлюсь новым человеком: люди, знания, отношения, работа, какое-то иное движение. И новые результаты. Но самое важное, что я получил – это «сгущение серого вещества» — научился самостоятельно мыслить и получать знания. Понял, что всего можно добиться, было бы желание.

Нравилось и учиться и просто находиться в университете. Даже не знаю, что больше. Были интересные преподаватели и интересные студенты. Нравилось общаться и с теми, и с другими. Знаю людей, которые все пары они прогуливали, но при этом университет очень любили, и каждую перемену стояли с нами, обсуждали преподавателей и предметы. Глубоко и многозначительно затягиваясь в курилке, они с видом знатоков рассказывали младшекурсникам, как сдать зачет Сенюткину или получить хотя бы тройку у Бенедиктова.

Очевидно, что вы сделали неплохую карьеру, но нужно ли для этого было учиться в Университете на историка? Если бы можно было начать учебу заново, пришли бы в ННГУ? Что изменили бы?

Никогда не стремился делать карьеру, просто пытался делать хорошо то, что мне нравится. Этому меня тоже история научила. Ну и везение, которое началось еще в тот момент, когда поступил в университет. И, конечно, я бы снова пошел учиться в ННГУ. Единственное, что я настоятельно посоветовал бы себе молодому, лучше учить языки и пройти хотя бы пару зарубежных стажировок. Расширить кругозор, так сказать.

Насколько я знаю, вы и с будущей супругой познакомились в Университете?

(Смеется) С Элей мы, как и все нормальные интеллигентные люди, познакомились в библиотеке. Вернее, как все интеллигентные молодые люди, стеснялись познакомиться и просто сидели рядом. А подружились на майском субботнике, когда вместе драили окна, как сейчас помню, в 304 кабинете на истфаке. А потом гуляли по кремлю.

Что больше всего врезалось в память из студенческой жизни? Кого из преподавателей вспоминаете теперь? За что благодарны им?

Больше всего помнится опьянение от свежего воздуха студенческой свободы, упоение настоящим и надеждами на прекрасное будущее. Которые, надо сказать, периодически сбываются.

Е.А. Молев, Н.В. Молева, С.Б. Сенюткин, Ф.В. Васильев (Отец Федор), В.П. Макарихин. Некоторых из них уже нет в живых, но я прекрасно помню эти лекции. Эти люди вселяли в нас тягу к знаниям. И это не патетика. После их лекций мы действительно понимали, что наука – это круто, и нам действительно хотелось больше знать, разбираться, понимать, достигать и просто быть похожими на них.

Мир быстро меняется и студентам сейчас крайне важен опыт людей «с передовой», тех, кто каждый день сталкивается с вызовами времени, понимает, что важно в профессии. Что вы посоветуете студентам?

Не думать, что диплом открывает двери во взрослую красивую жизнь. Не останавливаться. Учиться и учиться учиться. И работать, старательно с отдачей делу. И больше всего работать над собой. Не стараться заработать денег, а стараться делать свое дело хорошо, тогда деньги сами приложатся.

В январе Университету Лобачевского исполняется 100 лет — что пожелаете родному вузу?

Долгих успешных лет работы. Еще 100, 200, 500. Быть лучшим не только в своем регионе, не только в России, но и в мире. Хороших преподавателей и студентов.

Мы часто говорим о том, что классический университет – это в первую очередь среда для раскрытия потенциала студентов. И действительно, есть примеры того, как люди, получая образование в ННГУ, находят себя в различных сферах деятельности, не связанных с выбранной специальностью. Обычно это люди неординарные, в них чувствуется особая любовь к жизни, к своему делу, и позитивный заряд, которым передается окружающим. С таким человеком нам удалось встретиться в последние дни уходящего 2015 года.

Дмитрий Сахно — ведущий телепроекта Comedy Club Region и лиги КВН «Межвуз».

Дима, расскажи, когда ты закончил университет? По какой специальности?

Я закончил ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2008 году, по специальности «математик, системный программист», тогда еще факультет вычислительной математики и кибернетики (ныне Институт информационных технологий математики и механики).

Ты закончил ВМК, сейчас работаешь в event-индустрии. Что тебя привело в эту сферу деятельности? Как началась твоя карьера ведущего?

Хобби переросло в профессию. Еще в школе я занимался в детской театральной студии, затем ходил в народный театр и, когда стал учиться в вузе, на первом курсе практически никуда не ходил, забросил все творчество, все время уделял учебе. Единственное — сразу стал участвовать в «осенних дебютах», принимал участие в Дне факультета — именно там меня заметили, позвали в КВН, в студенческий театр. Со второго курса я стал участвовать во всех возможных мероприятиях университета. На 2-3 курсе я понял, что вся моя общественная деятельность мне доставляет значительно больше удовольствия, чем процесс обучения по программированию и математике.

Хотя у меня математический склад ума, и мне всегда легко давалась математика и информатика и я действительно любил эти предметы (при поступлении мне не хватило 0,1 балла на бюджетное обучение и я поступил на платное обучение; после первого курса за учебу на «отлично» и «превосходно» меня перевели на бюджет), уже на первом семестре я понял, что, чтобы добиться успеха (а я привык ставить себе амбициозные цели) надо ежедневно более 10 часов проводить время за компьютером, программировать, разбирать коды, придумывать что-то новое. Но сфера человек-компьютер вообще не моя. Моя сфера это человек-человек: я люблю общаться с людьми, дарить им свою энергию, обмениваться эмоциями. С компьютером этого не сделаешь. Сейчас у меня нет дома стационарного компьютера — только мобильные гаджеты, через 20 минут сидения за компьютером меня тянет делать что-то другое. Но это не помешало мне закончить факультет ВМК с двумя красными дипломами: бакалаврским и магистерским. Могу сказать, что сейчас математическое образование мне очень помогает. Я не представляю, как мои коллеги-гуманитарии ориентируются в этой жизни, полной хаоса и разброда (удивительные люди!). Те блок-схемы, которые мне давали в университете я применяю сейчас в жизни, готовя творческие проекты. Мне необходимо, чтобы все было четко структурировано и шло строго по плану.

Был ли ты любимчиком у преподавателей? Делали ли тебе какие-то поблажки за твою общественную деятельность? Или все твои высшие оценки давались тебе трудом?

Абсолютно все оценки мне ставили за честный учебный труд. Оглядываясь сейчас назад, я понимаю, что у меня нет ни одной не честно поставленной оценки: у меня в дипломе есть оценки «очень хорошо» по достаточно знаковым предметам. На нашем факультете есть очень строгие преподаватели, с ними невозможно договориться ни о каких оценках, они не смотрят, какие оценки у тебя стояли до этого, им не важно, сколько «студенческих весен» и «осенних дебютов» ты выиграл для родного факультета и сколько дней факультета ты провел — они ставили ту оценку, на которую я отвечал. Поблажки заключались в том, что всю зимнюю сессию я сдавал досрочно в декабре, так как во время проведения зимней сессии я уезжал в Сочи на международный фестиваль КВН (в то время я играл за сборную команды ННГУ). С другой стороны поблажкой это сложно назвать, так как ты сидишь с преподавателем один на один, у тебя нет возможности списать или воспользоваться подсказкой друга. Более того, как правило, времени на подготовку тоже не было — мне задавали вопрос, и я сразу устно на него отвечал, это требовало тщательной подготовки. С другой стороны, нерешенную задачу могли разобрать с тобой тут же, на кафедре. Так что в этом варианте были свои плюсы и минусы.

Были ли у тебя любимые преподаватели? Может, ты навещаешь кого-то сейчас?

Да, конечно! Я вообще стараюсь каждый год присутствовать на Дне факультета. Свою alma-mater очень люблю. Валентина Николаевна Фокина — это мама факультета, душа компании, человек, которого я ни разу не видел без улыбки, Всеволод Михайлович Шашков, Владимир Петрович Савельев, Виктор Павлович Гергель — со всеми я в очень хороших отношениях. Мы часто общались не только на тему учебы: по дню факультета, по проектам, не связанным с обучением. Начиная с 4 курса я все свое время с утра и до вечера проводил на факультете и был вхож в любой кабинет. Также запомнились лекции Романа Григорьевича Строгина и Натальи Романовны Стронгиной — мне безумно нравилось их слушать. Я сидел и понимал, насколько это образованные, интеллигентные, интересные люди, интересующиеся миром. Они не замыкались на предмете, который преподавали. Так что есть люди, оставившие приятные теплые воспоминания.

Сейчас ты известен как ведущий. Когда ты провел первое мероприятие?

Примерно 2005-2006 годах я вел все мероприятия в вузе: все вечеринки, конкурс «Мисс ННГУ», «Осенние дебюты», «Студенческую весну», гала-концерты в ТЮЗе и т.д. Но все это я не причисляю к профессиональной деятельности, так как первый заказ пришел другим путем. Есть такой актер: Игорь Авров — режиссер студенческого драматического театра ННГУ, также он является актером ТЮЗа. Он позвал меня помочь ему в проведении летнего корпоратива, я был, так сказать, «принеси-подай…». Я отработал весь день вместе с ним, смотрел, что он делает, и подумал: «Что из этого не могу сделать я? Я могу сделать все, что делал Игорь». Позже я стал искать людей, которые делали это профессионально: есть у меня друг Алексей Фин, тоже выпускник ННГУ, тогда он вел свадьбы и мероприятия в арт-студии; он позвал меня к себе в команду и предложил работать в паре, наблюдать за тем, как он работает. Конечно, меня это предложение обрадовало и я с радостью согласился.

Ты провел огромное количество времени в университете, занимаясь университетскими делами. Как изменилась твоя жизнь после получения диплома?

Непосредственно вручение диплома на жизнь никак не повлияло. Жизнь менялась плавно на протяжение всей учебы. Я проводил в вузе действительно все свое время. Бывали месяцы, когда родители меня вообще не видели: я уезжал в университет в 7 утра к первой «паре» и возвращался в 11 вечера, когда меня из вуза выгоняла охрана. В то время мы сидели в аудитории, писали очередные сценарии мероприятий; на вечернем обходе нас выгоняли, закрывали корпус, а мы продолжали дописывать материал на крыльце университета.

Мое мироощущение меняли люди, которых я встретил в университете — за них я благодарен ННГУ. Я горжусь знакомству с ними. Каждый из них очень талантливый, интересный, а, самое главное, мы развиваемся в совершенно разных сферах деятельности. Я даже не мог себе представить , что у меня будут друзья в этих сферах: здесь и частный бизнес, и крупные корпорации, где друзья занимают должности топ-менеджмента, и гос. структуры, правоохранительные органы — это люди, с которыми действительно интересно проводить время, люди, которые интересуются жизнью, много знают, много читают. ННГУ я благодарен как никакому другому месту в своей жизни за то, что здесь я познакомился с этими людьми. Благодаря социальной и активной деятельности (я был в Профкоме, в Студ. совете, в Союзе студентов, в РЦСТВ, Центре творчества студентов) я знал людей со всех факультетов: всех, кто был активен; людей с активными жизненными позициями — такие люди окружают меня до сих пор. Я искренне благодарен за это ННГУ, так как понимаю, что такой концентрации талантливых классных людей нашего города и Нижегородского региона больше нет нигде. Да, они есть не только в нашем вузе, но и в других. Но именно такого количества больше нет нигде, у нас оно на порядок выше, и, если ты открыт, у тебя таких друзей будут сотни и тысячи!

Возвращаясь в прошлое, в школу, если бы у тебя была возможность заново выбрать вуз, ты поступил бы в ННГУ, на ВМК?

Наверное да. Сейчас я оглядываюсь, и мне действительно нравится то образование, которое я получил. На данный момент мне немного не хватает творческого образования — но его получение стоит у меня в планах на 2016 год. Но я ни разу не пожалел о том, что выбрал ВМК. Все обстоятельства сложились определенным образом и привели меня к тому, кем я сейчас являюсь — меня это абсолютно устраивает.

Мой факультет был первым, основанным в СССР, и всегда очень быстро подстраивался под меняющийся мир вычислительных технологий. Я и сейчас продолжаю следить за его успехами. Меня очень радует, что наши студенты принимают участие во всевозможных международных олимпиадах и соревнованиях, занимают на них призовые места, разработки программистов ННГУ признаются лучшими в мире.

У ВМК всегда были фантастически классные «Студенческие весны», великолепные КВНщики (в этом году КВН тоже выиграла команда ИИТММ).  Для меня это даже небольшая загадка: программисты, которые, казалось бы, должны быть «ботаниками» в очках с роговой оправой и сидеть за компьютером, на деле оказываются хорошими актерами, талантливыми сценаристами. Я знаю людей, которые начинали со сценариев «студенческих весен», а сейчас являются режиссерами театров и ставят спектакли. В общем, сколько знаю ВМК — он всегда впереди планеты всей.

Твои наиболее яркие воспоминания из студенческой жизни?

О-о-о, их очень много. Даже не знаю, о чем рассказать. В основном, конечно, это общественная деятельность, поездки: мы ездили и с факультетом отмечать день такого же факультета в Питер; часто мы ездили с профкомом на летние выезды, отдыхали.

Яркие впечатления оставило то время, когда «Логачев, Сахно и компания» ставили «Студенческую весну» несколько лет подряд — аншлаг на наших выступлениях был просто дичайший; в зале не было свободного места — люди задолго занимали очередь в зал, чтобы посидеть на нашей «Студвесне» — это безумно приятно вспоминать.

Я отчетливо помню «Студвесну», которая называлась «Клаустрофобия» (пьеса Константина Костенко о тюрьме). До этого мы делали все наши выступления в жанре «комедия», а в последний год своего участия решили поменять жанр на «трагедию». Мы понимали, что это был пан или пропал: либо жюри будет в шоке и решит, что такое нельзя показывать на сцене вуза, либо они поймут, что искусство бывает разным. В общем, мы выиграли эту «Студвесну». Я отчетливо помню один момент: актовый зал был битком (там было 406 посадочных мест, а всего пришло человек 600), и в момент, когда я читал монолог, в зале стояла гробовая тишина. Я смотрю на людей — а они замерли, и не дышат — этот момент ни с чем не сравнить, фантастические эмоции. Сейчас вспоминаю, прямо ком к горлу подкатил. Это было круто.

Конечно же, «Заря» каждое лето — это дом родной. Каждый год, 11 лет подряд, я в «Заре». Этим летом я тоже был там. Да, уже меньше; да, ко мне уже обращаются на «вы», что мне очень не нравится. И вообще мне кажется, что  мне до сих пор 22, и я только-только закончил вуз, и я со всеми, как и раньше, играю в футбол, волейбол. В общем, «Заря» — это душа.

Также вспоминаются выезды с центром творчества студентов. К тому же, в то время мы заложили фундамент огромному количеству проектов, которые существуют сейчас: первый «Старт», первый «ДНК» и множество других проектов мы делали с нуля. Мы стояли у самых истоков — это потрясающие эмоции, море адреналина, хорошей энергетики и безумных идей, которые там рождаются, людей, с которыми ты знакомишься: по 100 человек новых друзей за три дня — и все талантливые, все креативные и интересные. Очень круто осознавать, что все эти проекты живут до сих пор, что сейчас у студентов есть возможность, прийдя в вуз, выбирать из большого числа проектов любой, какой понравится. Когда я пришел учиться, всего этого не было. Очень здорово, что ННГУ постоянно меняется, развивается, сохраняет все хорошее, а ненужное отсекает. Если бы я сейчас поступал в ННГУ, я бы конечно сразу пошел во все, что только можно, поехал бы на все выезды всех организаций.

Что бы ты пожелал первокурсникам, которые учатся сейчас на первом курсе, или только собираются поступить в ННГУ?

Во-первых, я бы их поздравил с тем, что они выбрали лучший вуз Нижегородского региона и всего Приволжья. Потому что по плотности идей, генераций, творческих и талантливых студентов с ННГУ могут конкурировать, пожалуй, только Московские вузы, так как, конечно, к ним съезжается вся страна.

Во-вторых, посоветовал бы им впитывать все, что дает вуз. Смотреть на перспективу сразу, не пытаться искать мелочи и изъяны в маленьких деталях. Чтобы студенты смотрели на перспективу и понимали, что, может быть, какой-то конкретный предмет  им действительно в жизни никогда не пригодится, но им пригодится умение слушать, слышать, вычленять то, что им нужно даже из того, что, казалось бы, ненужно. Ну и конечно, обязательно проявлять себя не только в учебе, но и во всех социально активных и значимых решениях вуза, в его мероприятиях. Проявлять инициативу и раскрывать свои таланты по всем фронтам. Благо, ННГУ дает такую возможность: хочешь раскрыть себя как социальный работник — иди в Профком; как творческая личность — в Центр творчества студентов; как студенческий лидер в сфере самоуправления — в Союз студентов. Причем, сейчас в ННГУ открывается много того, чего я уже не знаю: например, телевидение. Мне кажется, каждый, кто хоть как-то хочет себя проявить, найдет место в ННГУ. А если не найдет, то он должен это сделать, организовать, и дать этому жизнь. На моей памяти организовалось огромное количество кружков, локаций, интересностей, которые продолжают жизнь и по сей день. Ничего этого не было до появления этих талантливых людей, но идея была рождена, она понравилась, нашла отклик и теперь она живет. Поэтому я посоветовал бы проявлять себя, ничего не бояться. В ННГУ работают очень классные люди во всех сферах — от них надо брать по максимуму и также максимально отдавать от себя. Надеюсь увидеть всех на столетии ННГУ в январе. С огромным удовольствием буду присутствовать на этом мероприятии.

Что пожелаешь alma-mater?

Пожелаю еще 100 лет, как минимум. Постоянно развиваться, совершенствоваться, быть динамичным, энергичным, идти в ногу со временем, а может, даже и опережать его. Не гнаться за рейтингами, потому что сейчас существует такая схема, что вуз должен быть в ТОПе. Конечно, этого требует современное общество. Но я за то, чтобы любой список, любой ТОП, любой рейтинг не был основой, чтобы это было подтверждением того, что действительно внутри все круто и хорошо. То, что я вижу, подтверждает, что все отлично. То, что сейчас происходит в ННГУ мне безумно нравится. Поэтому я совершенно точно знаю, что, если мои дети будут жить в Нижегородской области, то они точно будут учиться в ННГУ, других перспектив в Приволжском федеральном округе я не вижу.

Александр НЮЧЕВ аспирант третьего года обучения кафедры органической химии химического факультета ННГУ.
Алексей Конюченко – выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики ННГУ 2007 года, Малой академии государственного управления.
Антон ЛАРИН студент 1-го курса факультета вычислительной математики и кибернетики ННГУ (сейчас Институт информационных технологий, математики и механики).
Варвара Дуденкова, аспирант второго года обучения радиофизического факультета, среди победителей этого конкурса от Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по направлению «Медицинские технологии».

НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КОММЕРЦИАЛИЗИРОВАНЫ

Сергей Стасенко аспирант 3-го года обучения, работает в Нижегородском нейронаучном центре Института биологии и биомедицины ННГУ. Сергей выпускник биологического факультета, лауреат стипендии академика Г.А. Разуваева, стипендии Президента РФ для молодых ученых, победитель конкурса инициативных научных проектов, выполняемых молодыми учеными (Мой первый грант) 2014 года Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), получил финансовую поддержку программы «УМНИК».

– Существовала проблема выбора: кем быть?

– Да, потому что в школе нравилось все. Пожалуй, мало представлял себя разве что в филологии. В других областях знаний было все интересно. Учился в общеобразовательной школе № 110 в микрорайоне Мещерское озеро в социально-экономическом классе. Участвовал и побеждал в различных олимпиадах уровня района и города по большинству учебных предметов, начиная от естественнонаучных до сугубо экономических. Из-за интереса к различным дисциплинам долго не мог выбрать направление, в рамках которого хотелось бы дальше развиваться. Выбор сделал, когда узнал о специальности «биофизика». Интерес к экономическим дисциплинам реализовался благодаря второму высшему экономическому образованию. Непросто параллельно учиться на двух факультетах, все время было расписано. Но усилия не прошли даром. Полученные знания уже позволяют более эффективно организовывать исследовательскую работу и искать возможности коммерциализации научных результатов.

– Чем же заинтересовала биофизика?

– Это междисциплинарное направление, позволяющее исследовать живую материю с помощью законов физики. Оно близко идеям Леонардо да Винчи, который утверждал, что природа лучший инженер, мы лишь пытаемся понять созданное ею. 

– Насколько необходимо ученому экономическое образование?

– Современная наука, имея фундаментальную основу, все же должна приносить определенную пользу человечеству в ближайшее время, поэтому необходимо знать, как вывести технологии на рынок и не потерять их. Интерес к экономике заставляет искать в результатах фундаментального исследования прикладное назначение. Более того, любой серьезный научный проект, в котором участвуют несколько десятков ученых, требует от руководителя недюжинных организаторских навыков и знаний из различных экономических дисциплин. Можно, конечно, с опытом получать необходимые знания и навыки, но образовательные программы как раз созданы для того, чтобы ускорить этот процесс. Самые неожиданные и интересные идеи приходят в молодом возрасте, поэтому надо быть готовым к их воплощению в реальность. Известным успешным примером коммерциализации научной идеи, к примеру, можно назвать компанию Google.

Уже сейчас понимание рыночных процессов помогает мне вести научные проекты, в том числе гранты, которые я выиграл будучи аспирантом.

В целом, думаю, ученому свойственно любопытство, оно проявляется в разных сферах деятельности. Это может быть несколько высших образований, изучение языков, к примеру. 

– Когда возникло желание остаться в науке?

– С 3-го курса начались занятия по биофизике, познакомился со своим научным руководителем, д.ф.-м.н. Виктором Борисовичем Казанцевым. Он у нас вел «Основы теории колебаний», заинтересовал вопросами математического моделирования процессов, протекающих в мозге. Курсовые и дипломную работы выполнял под его руководством. Считаю, что мне очень повезло с научным руководителем. В нем сочетается желание постигать что-то новое в науке и сильные организаторские навыки. Виктор Борисович прекрасно видит перспективы развития исследовательских направлений, известен в научной среде, в том числе за рубежом. Как педагог оставляет много свободы в работе,  дает возможность творчески подходить к решению поставленных задач.

Сейчас Виктор Борисович руководитель моей кандидатской диссертации, посвященной математическому моделированию синаптических и внесинаптических механизмов регуляции синаптической передачи в мозге.

– Расскажите о своей научной работе.

– Мозг состоит из огромного количества нейронов, а также из вспомогательных глиальных клеток. Долгое время считалось, что астроциты только обслуживают нейроны и не влияют на процессы, протекающие в мозге. Сравнительно недавно экспериментально было показано, что они способны регулировать синаптическую передачу, а значит влиять на память, обучение, когнитивные способности. Исследования глиальных клеток и нейрон-глиального взаимодействия начались сравнительно недавно, с середины 1990-х годов, пока до конца не изучена их роль. Кстати, известно, что у Эйнштейна было большое количество астроцитов. Возможно, астроциты играют как минимум не последнюю роль в развитии интеллектуальных способностей человека, в формировании гения. Также новым направлением исследований является изучение влияния молекул внеклеточного матрикса мозга на нейронную активность. Внеклеточный матрикс мозга представляет собой вещество, состоящее из молекул, выбрасываемых нейронами и глиальными клетками в окружающее пространство. Матрикс, заполняя окружающее пространство, формирует подобие «каркаса», удерживающего нейроны головного мозга. Считается, что ряд заболеваний мозга связан с разрушением данной структуры.

Глиальные клетки интересны с точки зрения создания нейроактивных препаратов, которые могли бы корректировать различные патологии мозга. Изменяя активность глиальных клеток, мы можем воздействовать на нейроны. Наша задача – понять их роль и найти способ использования, к примеру, для лечения социально значимых заболеваний, таких как эпилепсия.

– Известно, что созданы современные лекарства, в том числе от эпилепсии. В чем разница?

– При воздействии через астроциты все изменения будут происходить в физиологическом диапазоне, при этом не наносится вред другим структурам. Вещества, которые напрямую воздействуют на активность нейронов, – это различные блокаторы каналов, они изменяют проводимость мембраны клетки, ее электрическую активность. Такое грубое воздействие может привести к формированию других патологий.

На мой взгляд, медицина будущего связана с воздействием на внутренние точечные механизмы, которые сами уже наладят работу систем организма.

– Нейронаучный центр – новая структура. Какие еще исследования там проводятся?

– В нашем центре представлен широкий спектр направлений исследований, связанных с современной нейронаукой и математическим моделированием живых систем. Кроме экспериментального и теоретического исследования различных аспектов межклеточной и сетевой сигнализации в мозге у нас есть еще несколько интересных направлений исследований, связанных с разработкой нейроанимата и систем управления и компонентов экзоскелетонного комплекса. Нейроанимат – это робот, управляемый с помощью сигналов, регистрируемых с культуры живых нейронов мозга. Другое направление, которое сейчас активно развивается, связано с разработкой экзоскелетонного комплекса – устройства, которое позволило бы передвигаться человеку при проблемах с опорно-двигательной системой за счет внешнего каркаса.

– Налажены связи с зарубежными коллегами?

– Наша научная группа хорошо интегрирована в западную науку. У нас развивается множество направлений исследований, создаются новые лаборатории, руководителями которых являются приглашенные зарубежные исследователи, признанные эксперты в своих областях. Уже сейчас есть возможность поучиться у них новому и перенять опыт, сделать совместные публикации, что имеет большое значение в научной среде.

Два года назад ездил на европейскую конференцию по нейронаукам, которая проходила в Испании, в Барселоне. Познакомился с интересными учеными, с ними продолжилось общение. Этим летом еду на очередную европейскую конференцию в Милан. Надеюсь там получить новые контакты и обменяться опытом.

– Кто-то служит для Вас примером?

– Из ученых – Эйнштейн. За неординарный подход, который ему позволил развить свои теории. Они какое-то время не признавались, но впоследствии стали основой современной науки.

Часто вспоминаю слова Стива Джобса «Stayhungry. Stayfullish» – «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными», которые он произнес, выступая перед выпускниками Стэнфордского университета.  Нельзя останавливаться, нужно двигаться вперед, быть открытым новому, прислушиваться к интуиции.

– У Вас есть увлечения?

– Пишу стихи, правда, в этой сфере я всего лишь на этапе становления. Интересует культура, искусство, занимался танцами. Спорт – обязательно! Люблю многое: бег, лыжи, борьба, плавание – стандартный набор. Считаю, что заниматься какой-либо физической активностью нужно обязательно!

Читаю разную литературу. Если занят поиском новой идеи для разработки определенной модели, то в основном это научная, техническая литература. Интересна фантастика. Люблю перечитывать Рэя Брэдбери, Айзека Азимова. Любопытно, как эти авторы представляют развитие человечества.

 

Иван Калмыков, магистрант ИМОМИ ННГУ 2-го года обучения, стал победителем общероссийской олимпиады по истории, проводившейся посольством Германии и службой академических обменов DAAD и посвященной 100-летию Первой мировой войны. Иван Потанинский и Оксфордский стипендиат, победитель конкурса научно-исследовательских работ в ННГУ, областной студенческой олимпиады по истории и просто неравнодушный человек.

В УНИВЕРСИТЕТЕ ГОТОВЯТ ПЕРВОКЛАССНЫЕ ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ

Александр Омельшин студент радиофизического факультета 5-го курса по специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» и учебного военного центра ННГУ, капитан команды нашего университета, занявшей 2-е место на Всероссийской военно-исторической олимпиаде.

– Олимпиада проводилась в 2 этапа, – вспоминает Александр. – В первом этапе (заочном) участвовало 66 команд, он состоял из конкурса военно-исторических эссе. Второй этап был посвящен 70-летию событий 1943 года на советско-германском фронте Второй мировой войны, проводился в Военном университете МО РФ в Москве. Соревновались 44 команды, всего 188 участников. Наша команда показала очень хорошие результаты, обогнав другие военные вузы и военно-учебные центры, уступили мы только хозяевам олимпиады.

– Откуда у радиофизика глубокие знания истории?
– В школе у меня было два любимых урока: физика и история. Гуманитарные предметы мне интересны, увлекаюсь классической литературой. Думаю, всем мальчишкам нравится читать о военных действиях. Серьезно интересовался биографией политических и военных деятелей России, Европы 19 – 20 века.
– С чем связан выбор профессии?
– Планировал поступать в военное училище, но в связи с его реформированием набор был закрыт, остались варианты – учебно-военные центры (УВЦ) при гражданских вузах, которые готовят кадровых офицеров. В Нижнем такой центр есть только в ННГУ. Изучение дисциплин военной подготовки сочетается с обучением на радиофизическом факультете и факультете международных отношений.
Не жалею о выбранном направлении. Самые современные научные знания в сочетании с практическим применением в военном деле дают основу для подготовки первоклассных офицерских кадров в стенах УВЦ.
– В семье есть военные?
– Нет, мама преподает машиностроение в Кулебакском металлургическом колледже, папа слесарь, я из города Кулебаки. Это мое личное желание – связать дальнейшую жизнь со службой, считаю такое решение весомым и перспективным. Сейчас получаю фундаментальное образование, мне нравятся занятия в УВЦ. В дальнейшем планирую завершить учебу, убыть в войска (контракт, подписанный при поступлении, предполагает обязательную военную службу офицером в течение трех лет) и, если все сложится, продолжить службу.
– Золотая медаль по окончании школы давала преимущества при поступлении?
– К сожалению, поступал в вуз в 2009 году, когда собеседование для медалистов было отменено, это был первый год введения обязательного ЕГЭ. Как и у многих, момент волнительный.
– Как строится учебный процесс?
– На первом, втором курсе у нас была так называемая система военного дня, она совпадает с системой обучения на военной кафедре. В течение недели основные занятия идут на радиофизическом факультете, день выделяется для занятий общевоинскими дисциплинами, это в основном строевая подготовка, военная топография, военная история, общая тактика и прочие дисциплины общевойскового цикла.
На старших курсах больше внимания уделяется военной подготовке, вводятся специальные дисциплины, непосредственно связанные с предстоящей деятельностью в войсках. Это военнотехническая подготовка, устройство и принципы функционирования вооружения военной техники. Чтобы освоить материал, необходимы базовые знания в области радиофизики, распространения радиоволн, радиоизлучения и теории информации. Некоторые дисциплины подразумевают работу с нормативными документами.
– Студенты УВЦ получают дополнительную стипендию?
– Кроме базовой стипендии на радиофизическом факультете есть система материального поощрения от Министерства обороны РФ.
– Военная форма обязательна?
– Если предполагаются занятия в УВЦ, то да. Когда проходят лекции в общем потоке на радиофаке, – гражданская форма одежды.
– В УВЦ мужской коллектив. Как складываются отношения внутри группы?
– С гордостью могу сказать, что коллектив военных групп очень сплоченный. Со многими познакомился еще до учебы, после вступительных экзаменов. Сейчас у нас хорошие дружеские отношения. Большую роль в формировании коллектива сыграли офицеры УВЦ, взаимоотношения которых с подчиненными не ограничиваются только изложением лекций и тренажами, а представляют собой работу наставников, вникающих в нужды учащихся и помогающих им в решении различных проблем.
– Вы «идете» на красный диплом, а четверки были?
– Были, иногда очень обидные, но трагедии из этого никогда не делал. Всегда серьезно готовлюсь к экзамену, даже если он кажется легким.
Одно из правил, которое прививается в УВЦ, – командир всегда прав, или преподаватель. Поэтому никогда не обижаюсь за оценки. Наоборот, благодарен многим своим учителям. К примеру, к.ф.-м.н. Н.П. Семериковой, она преподавала на 1-м курсе матанализ, буквально научила меня математике.
– Студенческая жизнь в общежитии отвлекает от учебы?
– В общежитии вполне возможно хорошо учиться. Думаю, даже полезно лет в 17-18 пожить в таких условиях. Обретается самостоятельность, приходит понимание ответственности. Каждый вправе распоряжаться своей жизнью как считает нужным. Все зависит от человека, кто как расставляет приоритеты. Если учеба, карьера на первом месте, человек будет этим заниматься. Кому-то важнее личная жизнь или удовольствия.
– Что читаете?
– Однажды почувствовал внутреннее неудобство оттого, что некоторые произведения школьной программы «прошли мимо». Стал читать Булгакова, Шолохова, Тургенева, Достоевского. В перспективе Солженицын.
– Есть хобби?
– Рыбалка. Долгие годы занимался поплавочной ловлей – полезное занятие для нервной системы, расслабляющее, приятное. Известный отечественный натуралист Л.П. Сабанеев говорил, что рыбалка для русского мужика как медитация. Сейчас больше увлекаюсь спиннингом. Это более динамичная ловля, спортивная. Иногда пишу очерки в рыболовные Интернет-издания.
– Бывают достойные трофеи?
– Могу похвастаться щукой на 3 кг!
Причисляю себя к сторонникам принципа поймал – отпустил. Больше чем на уху стараюсь не ловить.

МОДНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ СТАЛО ПРОФЕССИЕЙ

Антон Горшков, аспирант третьего года обучения факультета ВМК (сейчас Институт информационных технологий, математики и механики), стал лауреатом стипендии Президента РФ в 2013 – 2014 году. Это далеко не первое достижение Антона. Его научно-исследовательская работа была неоднократно поддержана стипендиями Правительства РФ, стипендиями академика Г.А. Разуваева, корпорацией «Интел», компанией «Т – Платформы».

– С чем связан выбор профессии?
– Когда учился в школе, компьютеры были модным увлечением, появлялись новые игрушки, совершенствовались ПК. Хотелось больше узнать об этом мире. Поступал в ННГУ, так как он всегда считался лучшим вузом в городе, тем более в сфере IT.
– Школьной подготовки было достаточно для поступления на ВМК?
– Готовился дополнительно: занимался с репетиторами, ходил на подготовительные курсы в университет, несмотря на то что учился в классе с физико-математическим уклоном.
– Золотая медаль по итогам школы, красный диплом в университете. Учеба дается легко?
– Не сказал бы. Родители с детства привили усидчивость, исполнительность, это мне и помогает. Думаю, секрет успеха в учебе – труд.
В университете заметно возросла сложность обучения по сравнению со школой. Требовалось больше времени, чтобы все успевать. Приходилось серьезно заниматься, чтобы освоить материал.
– Любимые предметы были?
– В последний год обучения в магистратуре был очень интересный курс «Гибкие методологии», который вел Кирилл Корняков. Усвоив теоретические дисциплины, мы смогли узнать на практике, как же компании создают программы, как уложиться в отведенные сроки и бюджет, правильно подобрать кадры, организовать время работы.
– Когда появилось желание продолжить обучение в аспирантуре?
– Оно было вполне логичным. На 3-м курсе я участвовал в летней школе, которая проходила в лаборатории ITLab. Мы работали над различными IT проектами, было очень интересно, к тому же занятия позволяли узнать практику программирования. После завершения работы школы мне предложили остаться в лаборатории, стал участвовать в проектах известных высокотехнологичных компаний, через какое-то время появился заработок.
Когда учился в магистратуре, началось интересное сотрудничество ITLab с Институтом прикладной физики РАН. На этих исследованиях основывается моя работа в аспирантуре.
– Желания поработать в IT компаниях не было?
– Был такой момент, хотел получить дополнительные навыки, знания, деньги, обучаясь в аспирантуре. Но мой научный руководитель, Виктор Павлович Гергель, объяснил, что необходимо выбрать одно направление, вряд ли удастся защитить диссертацию, если уделять недостаточно времени науке.
– Расскажите о своей научной работе.
– Участвую в совместных исследованиях с ИПФ РАН, работаем над развитием методов оптической биомедицинской диагностики. Известны разные способы диагностики заболеваний (МРТ, КТ, ЭЭГ), у большинства из этих способов есть определенные недостатки. К примеру, МРТ – дорогостоящий аппарат, к тому же небезвредный. Наш метод основывается на использовании инфракрасного излучения, оборудование для проведения оптической диагностики не такое дорогое, не наносит вреда организму человека, метод решает много задач (диагностика раковых опухолей, новообразований, мониторинг состояния пациента при хирургическом вмешательстве и т.д.).
Наша задача – создание программного обеспечения, которое позволяет моделировать процессы распространения излучения при проведении диагностики. На текущий момент такая программная система уже есть. Цель моей работы – повысить ее эффективность, как за счет использования новых методов, алгоритмов, так и за счет современных вычислительных средств, т.е. кластеров, многоядерных процессоров, видеокарт и т.д.
– Планируете защитить диссертацию по этой теме?
– Готовлюсь, защита должна состояться в ближайшие полгода, есть первая версия текста.
– Преподавательская деятельность интересна для Вас?
– И полезна. Веду занятия по программированию у студентов ВМК. Понял, что глубокое понимание материала приходит во время его объяснения. Безусловно, знания были и раньше, но чтобы преподнести тему студентам, необходимо осознать суть процессов в целом. Так и у меня появляется более четкая картина в голове (смеется).
Работать со студентами, безусловно, интересно. Они обычно люди творческие, задают вопросы, на которые не всегда знаешь ответ. В таких случаях думаем и обсуждаем вместе.
– Чем занимаетесь в свободное время?
– Поскольку у меня есть семья (с супругой познакомились в университете, учились на одном курсе, она тоже специалист по информационным технологиям), значительное время тратится на хоздела. Почти полгода занимались ремонтом квартиры.
Летом катаемся на велосипедах, зимой – на коньках и лыжах.
– Что-нибудь читаете?
– Читаю много. Литературу по IT – в этой области необходимо быть информированным о новых знаниях, языках программирования, технологиях. Мне интересны вопросы управления финансами, инвестирования, ведения собственного дела.
Из художественной литературы – в основном фантастику: Толкин, Брэдбери, Оруэлл, Лукьяненко. Помогает отвлечься от текущей действительности.
– Ваш любимый афоризм – дорогу осилит идущий. Было много трудностей?
– Эта фраза о том, что даже самые значительные цели – это последовательность небольших шагов, которые нужно сделать. Сидя на месте – ничего не достигнешь. Так и я – просто делаю то, что необходимо.

 

Категории