НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КОММЕРЦИАЛИЗИРОВАНЫ

Сергей Стасенко аспирант 3-го года обучения, работает в Нижегородском нейронаучном центре Института биологии и биомедицины ННГУ. Сергей выпускник биологического факультета, лауреат стипендии академика Г.А. Разуваева, стипендии Президента РФ для молодых ученых, победитель конкурса инициативных научных проектов, выполняемых молодыми учеными (Мой первый грант) 2014 года Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), получил финансовую поддержку программы «УМНИК».

– Существовала проблема выбора: кем быть?

– Да, потому что в школе нравилось все. Пожалуй, мало представлял себя разве что в филологии. В других областях знаний было все интересно. Учился в общеобразовательной школе № 110 в микрорайоне Мещерское озеро в социально-экономическом классе. Участвовал и побеждал в различных олимпиадах уровня района и города по большинству учебных предметов, начиная от естественнонаучных до сугубо экономических. Из-за интереса к различным дисциплинам долго не мог выбрать направление, в рамках которого хотелось бы дальше развиваться. Выбор сделал, когда узнал о специальности «биофизика». Интерес к экономическим дисциплинам реализовался благодаря второму высшему экономическому образованию. Непросто параллельно учиться на двух факультетах, все время было расписано. Но усилия не прошли даром. Полученные знания уже позволяют более эффективно организовывать исследовательскую работу и искать возможности коммерциализации научных результатов.

– Чем же заинтересовала биофизика?

– Это междисциплинарное направление, позволяющее исследовать живую материю с помощью законов физики. Оно близко идеям Леонардо да Винчи, который утверждал, что природа лучший инженер, мы лишь пытаемся понять созданное ею. 

– Насколько необходимо ученому экономическое образование?

– Современная наука, имея фундаментальную основу, все же должна приносить определенную пользу человечеству в ближайшее время, поэтому необходимо знать, как вывести технологии на рынок и не потерять их. Интерес к экономике заставляет искать в результатах фундаментального исследования прикладное назначение. Более того, любой серьезный научный проект, в котором участвуют несколько десятков ученых, требует от руководителя недюжинных организаторских навыков и знаний из различных экономических дисциплин. Можно, конечно, с опытом получать необходимые знания и навыки, но образовательные программы как раз созданы для того, чтобы ускорить этот процесс. Самые неожиданные и интересные идеи приходят в молодом возрасте, поэтому надо быть готовым к их воплощению в реальность. Известным успешным примером коммерциализации научной идеи, к примеру, можно назвать компанию Google.

Уже сейчас понимание рыночных процессов помогает мне вести научные проекты, в том числе гранты, которые я выиграл будучи аспирантом.

В целом, думаю, ученому свойственно любопытство, оно проявляется в разных сферах деятельности. Это может быть несколько высших образований, изучение языков, к примеру. 

– Когда возникло желание остаться в науке?

– С 3-го курса начались занятия по биофизике, познакомился со своим научным руководителем, д.ф.-м.н. Виктором Борисовичем Казанцевым. Он у нас вел «Основы теории колебаний», заинтересовал вопросами математического моделирования процессов, протекающих в мозге. Курсовые и дипломную работы выполнял под его руководством. Считаю, что мне очень повезло с научным руководителем. В нем сочетается желание постигать что-то новое в науке и сильные организаторские навыки. Виктор Борисович прекрасно видит перспективы развития исследовательских направлений, известен в научной среде, в том числе за рубежом. Как педагог оставляет много свободы в работе,  дает возможность творчески подходить к решению поставленных задач.

Сейчас Виктор Борисович руководитель моей кандидатской диссертации, посвященной математическому моделированию синаптических и внесинаптических механизмов регуляции синаптической передачи в мозге.

– Расскажите о своей научной работе.

– Мозг состоит из огромного количества нейронов, а также из вспомогательных глиальных клеток. Долгое время считалось, что астроциты только обслуживают нейроны и не влияют на процессы, протекающие в мозге. Сравнительно недавно экспериментально было показано, что они способны регулировать синаптическую передачу, а значит влиять на память, обучение, когнитивные способности. Исследования глиальных клеток и нейрон-глиального взаимодействия начались сравнительно недавно, с середины 1990-х годов, пока до конца не изучена их роль. Кстати, известно, что у Эйнштейна было большое количество астроцитов. Возможно, астроциты играют как минимум не последнюю роль в развитии интеллектуальных способностей человека, в формировании гения. Также новым направлением исследований является изучение влияния молекул внеклеточного матрикса мозга на нейронную активность. Внеклеточный матрикс мозга представляет собой вещество, состоящее из молекул, выбрасываемых нейронами и глиальными клетками в окружающее пространство. Матрикс, заполняя окружающее пространство, формирует подобие «каркаса», удерживающего нейроны головного мозга. Считается, что ряд заболеваний мозга связан с разрушением данной структуры.

Глиальные клетки интересны с точки зрения создания нейроактивных препаратов, которые могли бы корректировать различные патологии мозга. Изменяя активность глиальных клеток, мы можем воздействовать на нейроны. Наша задача – понять их роль и найти способ использования, к примеру, для лечения социально значимых заболеваний, таких как эпилепсия.

– Известно, что созданы современные лекарства, в том числе от эпилепсии. В чем разница?

– При воздействии через астроциты все изменения будут происходить в физиологическом диапазоне, при этом не наносится вред другим структурам. Вещества, которые напрямую воздействуют на активность нейронов, – это различные блокаторы каналов, они изменяют проводимость мембраны клетки, ее электрическую активность. Такое грубое воздействие может привести к формированию других патологий.

На мой взгляд, медицина будущего связана с воздействием на внутренние точечные механизмы, которые сами уже наладят работу систем организма.

– Нейронаучный центр – новая структура. Какие еще исследования там проводятся?

– В нашем центре представлен широкий спектр направлений исследований, связанных с современной нейронаукой и математическим моделированием живых систем. Кроме экспериментального и теоретического исследования различных аспектов межклеточной и сетевой сигнализации в мозге у нас есть еще несколько интересных направлений исследований, связанных с разработкой нейроанимата и систем управления и компонентов экзоскелетонного комплекса. Нейроанимат – это робот, управляемый с помощью сигналов, регистрируемых с культуры живых нейронов мозга. Другое направление, которое сейчас активно развивается, связано с разработкой экзоскелетонного комплекса – устройства, которое позволило бы передвигаться человеку при проблемах с опорно-двигательной системой за счет внешнего каркаса.

– Налажены связи с зарубежными коллегами?

– Наша научная группа хорошо интегрирована в западную науку. У нас развивается множество направлений исследований, создаются новые лаборатории, руководителями которых являются приглашенные зарубежные исследователи, признанные эксперты в своих областях. Уже сейчас есть возможность поучиться у них новому и перенять опыт, сделать совместные публикации, что имеет большое значение в научной среде.

Два года назад ездил на европейскую конференцию по нейронаукам, которая проходила в Испании, в Барселоне. Познакомился с интересными учеными, с ними продолжилось общение. Этим летом еду на очередную европейскую конференцию в Милан. Надеюсь там получить новые контакты и обменяться опытом.

– Кто-то служит для Вас примером?

– Из ученых – Эйнштейн. За неординарный подход, который ему позволил развить свои теории. Они какое-то время не признавались, но впоследствии стали основой современной науки.

Часто вспоминаю слова Стива Джобса «Stayhungry. Stayfullish» – «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными», которые он произнес, выступая перед выпускниками Стэнфордского университета.  Нельзя останавливаться, нужно двигаться вперед, быть открытым новому, прислушиваться к интуиции.

– У Вас есть увлечения?

– Пишу стихи, правда, в этой сфере я всего лишь на этапе становления. Интересует культура, искусство, занимался танцами. Спорт – обязательно! Люблю многое: бег, лыжи, борьба, плавание – стандартный набор. Считаю, что заниматься какой-либо физической активностью нужно обязательно!

Читаю разную литературу. Если занят поиском новой идеи для разработки определенной модели, то в основном это научная, техническая литература. Интересна фантастика. Люблю перечитывать Рэя Брэдбери, Айзека Азимова. Любопытно, как эти авторы представляют развитие человечества.